МАРИНА ПРОТАСОВА, ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГРОДНЕНСКОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ШКОЛЫ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 3:
– В 72-м году был бум в спортивной гимнастике в связи с победой Ольги Корбут на Олимпийских Играх. Отбирали самых маленьких. Я была вторая маленькая с конца. Но меня почему-то не взяли. Была маленькая худенькая, может, показалось, что я слабенькая. Взяли мою подружку, которая была еще ниже меня. Мне стало обидно, и я пошла вместе с ней. В итоге, осталась вот настолько лет в гимнастике.
Я поняла, что хочу быть тренером в 5 классе. Я это чётко помню. Мой тренер, с которым я работала, набрала маленьких деток. И чего-то их вела: у них были первые соревнования. И мы помогали тренеру. Просто переводили их: от одного норматива к другому. Они сдавали. И у меня есть даже фотография, когда эти детки, я какие-то их оценочки записываю. Вот я помню, что мне очень нравилось работать с детьми.
В зале нельзя было не работать. В зале мы приходили и понимали, что это труд. Болтаться, лежать, ничего не делать, болтать – это было не просто запрещено, это просто не делали. Вот мы приходили и понимали, что 3-4 часа мы должны работать. И так я учу своих детей.
Они даже, когда приходят в первый класс, они другие, они отличаются от детей. Они организованы, они умеют слышать учителя, они дисциплинированы, они знают, что у них мало времени, пока они школе, пока оттренируются, у них час-два на уроки. Они делают всё очень быстро, не тратят ни секунды своего времени.
Раньше детям нужно было сказать, что делать, и они будут делать. То есть «надо, давай, делай, за Родину!». Сейчас другие дети. Вот они после 2000 года, вот я реально вижу, уже лет 20, они совершенно другие. Им надо понять, что они делают, для чего и почему. Поэтому я очень много применяю, что что-то показываю на планшете, объясняю, рисую какие-то схемы.
Для меня был большой аванс, когда мне в 2014 году дали белорусскую премию «Белорусский спортивный Олимп». Для меня это был такой аванс, что я просто не ожидала, что моя работа где-то там видна на каком-то уровне. Естественно, после этого я стала работать еще больше: девочки поехали на Олимпиаду в 16 и в 20 году. А в книгу тоже так неожиданно, я не предполагала, я вообще считаю, что я ещё ничего такого большого не заслужила в жизни, чтобы меня внести в Книгу Славы Гродно. Но, конечно, мне очень приятно. Это волнительно. Но я считаю, что нужно еще что-то сделать для Гродно: мы еще не выиграли Олимпийские игры.
Всё-таки у нас нет пока что медалей в художественной гимнастике в Гродненской области, поэтому это большая моя мечта. Моё вообще предназначение сейчас, я считаю, не столько воспитать детей, сколько мне сейчас нужно научить тренеров, передать свои какие-то знания, свой опыт, ну, потому что с собой никуда знания не унесешь, а хочется, чтоб дети были ровные. Здоровые и красивые и, чтобы они вспоминали художественную гимнастику только с гордостью, что они гимнастки, что они такие особенные, элита нашей страны.