Управлением спорта и туризма Гродненского областного исполнительного комитета создан проект «АЛЛЕЯ СЛАВЫ», где размещаются ведущие спортсмены и тренеры Гродненской области
В 2014-2015 годах особый успех на республиканских соревнованиях и международной арене сопутствовал спортсменам принеманского края в прыжках на батуте. Учащиеся Гродненской СДЮШОР № 3 вошли в число призеров на Олимпийских днях молодежи, первенствах, Кубках и чемпионатах Республики Беларусь.
Артем Жук стал чемпионом Европы-2014 и бронзовым призером чемпионата мира-2015.
Ангелина Хотян дважды в США поднялась на третью ступень пьедестала чемпионата мира среди юниоров-2014.
Артур Микишко завоевал в Дании звание победителя первенства мира-2015 среди спортсменов 15-16 лет. Вместе с ним Алексей Дудоров занял второе место в индивидуальных и синхронных прыжках.
Кроме выше названных спортсменов, в состав национальной команды Республики Беларусь также входят гродненцы Дарья Славинская, Елизавета Корочкина и Анна Петракова.
Все они – воспитанники Ирины Барановской, старшего тренера-преподавателя Гродненской СДЮШОР № 3, которая в начале 2016 года отметила юбилей со дня рождения.
Начальник Управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик поздравил знатного педагога на рабочем месте.
За многолетний плодотворный труд в подготовке спортсменов высокого класса он вручил благодарность председателя Гродненского областного исполнительного комитета Кравцова В.В.
Олег Евстафиевич заметил, что у младших воспитанников, присутствовавших в спортивном зале, горят глаза.
- Наверно, потому что Ирина Робертовна фактически ваша мама. Она видит, что надо исправить и подскажет, что надо делать в любых жизненных ситуациях. У каждого из вас есть шанс раскрыться. А, главное, тренер. Если его нет, ничего не получится. Хотелось, чтобы вы понимали своего тренера на соревнованиях любого ранга, оттачивали все элементы и достигли олимпийских высот.
К поздравлениям присоединился и директор Гродненской СДЮШОР № 3 Сергей Кушнеров.
Он рассказал, что в течение трех лет после открытия зала для прыжков на батуте в Центральном спортивном комплексе «Неман» появились мастера спорта международного класса, чемпионы, призеры мира и Европы. Сейчас под руководством 4 штатных тренеров занимается 120 детей.
- Если тренер и спортсмен хотят и могут работать, то результат не заставит себя долго ждать.
Ирина Робертовна поблагодарила за доверие и поддержку Управление спорта и туризма, администрацию школы, без которых не было бы достигнутых вершин.
- Когда взрослые ребята едут на соревнования большого ранга, остальные смотрят, учатся, и появляется стремление туда попасть, занимать высокие места в республике. Когда есть возможность подняться выше, самой хочется работать.
Позже Ирина Барановская рассказала о себе, своей профессии и жизненных увлечениях.
Родилась в Гродно. Училась в средней школе № 16.
Первая учительница Рябкова Вера Сергеевна была мастером спорта по гимнастике. Во втором классе, она предложила Ирине заниматься этим видом спорта, которому в дальнейшем было отдано десять лет.
Тренировалась Ира у знаменитого Ренальда Кныша вместе с Ольгой Корбут, ставшей впоследствии олимпийской чемпионкой. Выполнила норматив кандидата в мастера спорта.
После школы поступила в Гродненский техникум физической культуры. Трудовую деятельность начинала в ДЮСШ № 3, где проработала семь лет тренером по гимнастике.
«В батут» попала совершенно случайно. Когда училась в Брестском пединституте на факультете физического воспитания, в ее группу попал мастер спорта по батуту. Он и сагитировал, убедив девушку, что заниматься прыжками на батуте интереснее, чем гимнастикой.
Хотя сама Ирина никогда на батуте не прыгала.
После института оставила гимнастику и перешла работать тренером по новой специальности.
– Батутом маленькие дети занимаются с 6 лет. Вы сразу видите, что из них получится? Даете понять, что не стоит заниматься батутом?
– Я только 5 лет, как работаю со спортсменами высокого класса. До этого каждый год отбирала детей в школах. Конечно, почти сразу вижу, кто будет прыгать, кто нет.
Некоторые дети совсем не подходят для прыжков на батуте. Тогда говорю родителям, чтобы попробовали другие виды спорта и не тратили зря времени. Потому что это опасно для ребенка.
– Сколько часов в день тренируются взрослые спортсмены и дети?
– Взрослые 5 часов, дети в спортшколе 2 раза в день 2 часа утром и 2 часа вечером.
– Кто еще из ваших воспитанников, кроме Артема Жука, достиг высоких результатов?
– Моя первая ученица Ольга Власова, которую я набирала на гимнастику, позже перешла со мной на батут, выполнила норматив мастера спорта, окончила витебский институт. Сейчас она – Власова Ольга Анатольевна, главный тренер Республики Беларусь по батуту.
– Судьи оценивают спортсмена по высоте прыжка и коэффициенту. Что это?
– Коэффициент – это сложность, с которой прыгает спортсмен. Можно сделать просто сальто, можно двойное или тройное. Каждый элемент имеет свой коэффициент.
– На какую предельную высоту спортсмены «отскакивают» от батута?
– Могут «улететь» на 18-19 метров.
– При судействе в любом случае присутствует человеческий фактор? Если судит машина, то результат определяется более точный?
– Спортсмен должен сделать 10 элементов, и они засекаются. Он должен выйти из одной точки и в нее же приземлиться.
На первенстве мира перед Артемом Жуком выступал японец, который и прыгал выше, и коэффициент у него был выше. Он сделал два элемента, а на третьем отлетел в сторону. Мы поняли, что он проиграл.
Остальное расценивается, как технический брак.
– В синхронных прыжках ребята сами выбирают пару или тренер показывает, с кем будешь прыгать?
– В основном пары подбираем мы. Учитывается и психологический аспект. Если попадает, что пара из одного города – это удобно.
Например, сейчас гроднецы Артур Микишко и Алексей Дудоров стали вторыми на чемпионате мира. Хотя в индивидуальных прыжках Алексей проиграл Артуру.
– Как поддерживается командный дух?
– Мои воспитанники очень дружат между собой. Три года подряд всей командой отмечаем новогодние праздники в боулинге. Даже не я, дети сами предложили. После спартакиады школьников вместе с родителями отдыхали на озере. «Дедовщины» в команде нет. Я сама этого не люблю, и быстро прекращаю любые попытки.
– Чем, кроме спорта, увлекаетесь в жизни, занимаетесь в свободное время дома?
– Вязанием. У меня живет красивая пушистая кошка Матильда, вредная и самостоятельная. Интересно за ней наблюдать.
–Из тех стран, в которых вы побывали, какая понравилась больше всего?
– Я бы не сказала, что много раз была за границей. Пока работала на отборе и не была старшим тренером, никуда не выезжала.
Понравилась Америка, наверно, своей дисциплинированностью и ухоженностью спортивного зала. Мы были в маленьком городке на берегу океана. Но там зал не сравнить с датским. Небо и земля. В Дании хуже.
В Китае просто ходят строем. Там дисциплинированность зашкаливает. Спортсмены живут на базах, которые круглосуточно охраняются. Если кто нарушает дисциплину, сразу отчисляют. Очень жестко.
– Ваши мечты об олимпийской медали?
–У меня нет никаких мечтаний. Я никогда не ставлю целей, просто еду на соревнования. Никогда не говорю детям, какое мы должны занять место. Говорю, мы просто участвует. Мы просто смотрим Данию. Мы просто едем в Америку
И внутри себя тоже не загадываю место. Я как-то внутренне знаю, что они должны хорошо выступить. Но построить их и сказать, какое место должны завоевать, не говорю. Например, перед выездом на первенство мира в Данию, сетовала: «Чего вы расстраиваетесь. Вы же никогда не были в Дании. Съездим, посмотрим, как там в Дании».
Также было и перед Америкой.
Я понимала, что Артур Микишко может «зацепиться» за финал по высоте прыжков, как и Леша Дудоров. Выступать в финале должна была и Ангелина Хотян. Но она маленько упала и коснулась рукой батута. Это ее и отбросило на 13 место.
Сейчас идет подготовка к чемпионату Европы в Испании. В национальной команде Беларуси, кроме Артема Жука и Ангелины Хотян, девять перспективных гродненцев.
Тоже не ставлю никаких целей. Команда у нас хорошая, сильная.
При внешней хрупкости Ирина Барановская производит впечатление женщины, знающей, как добиться успеха, какие нужно включить механизмы, чтобы достичь цели. Ее профессионализм основывается исключительно на собственном опыте и природном таланте педагога. В ней удивительно сочетаются сила духа и женственность.