Интервью с тренером-преподавателем по спорту отделения гимнастики художественной Мариной Анатольевной Протасовой
Дата публикации: 09 марта 2020Тренер преподаватель по спорту отделения гимнастики художественной Гродненской СДЮШОР № 3 Марина Анатольевна Протасова дала интервью корреспонденту газеты «Гродненская правда». Статья с названием «Стараюсь каждую юную спортсменку научить стойкости и желанию постоянно работать над собой» вышла 6 марта 2020 г.
Марина Протасова, мастер спорта СССР, ученица Ренальда Кныша – известного тренера Ольги Корбут и Елены Волчецкой, является одной из известнейших представительниц гродненской школы художественной гимнастики и тренирует гимнасток уже 35 лет. Ей присуждена специальная премия Президента «Белорусский спортивный Олимп», а имена юных воспитанниц гродненского тренера становятся известны по всему миру. Накануне Международного женского дня Марина Протасова в числе выдающихся женщин региона была приглашена на торжественный прием председателя облисполкома.
В спорт она пришла скорее из-за компромисса. После выступления Ольги Корбут на Олимпийских играх гимнастикой «заболел» весь Гродно. Тренеры тогда ходили по школам и отбирали для занятий самых миниатюрных девочек. Во время такого просмотра второклассница Марина в число избранных не попала. Но в поисках ответа на вопрос: «Почему не я?», – все же пришла на занятия вместе с отобранной одноклассницей.
Подруга со временем из спорта ушла, а Марина Анатольевна осталась сначала как подающая большие надежды спортсменка и уже 35 лет как тренер, способный такие надежды разглядеть и направить на достижение больших целей.
С городом над Неманом связана вся ее жизнь. Она родилась далеко на Урале, но в 60-е годы ее отец приехал в Гродно на запуск ОАО «Гродно Азот», и для маленькой Марины город стал родным и единственным, который есть в детских воспоминаниях.
Свою тренерскую работу Марина Протасова начинала не в Гродно. После учебы в Санкт-Петербурге поехала в далекий Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае России. За восемь лет успела организовать там спортивную школу, которая существует и сегодня. С тренировавшимися там спортсменами она иногда встречается. Они не раз становились участниками международного турнира «Белые росы», который организован нашей собеседницей в Гродно больше десяти лет назад.
– Приятно сознавать, что меня все еще помнят. Во время турнира один из тренеров как-то сказал, что в той спортивной школе до сих пор вывешены на информационном стенде написанные мной, молодым тренером, заповеди спортсмена, – говорит Марина Протасова.
Только с благодарностью женщина отзывается и о своих тренерах. Ей всегда везло с наставниками, у которых можно было многому поучиться. Среди них – Ренальд Кныш и Татьяна Прядкина – женщина-тренер, с которой Марина Протасова стала мастером спорта. Собственным примером они научили работать не жалея себя и ставить спорт только на высшую ступень жизненного пьедестала.
– В ожидании первенца Татьяна Прядкина, помню, занималась с нами до последнего. А спустя всего неделю после его появления на свет пришла в гимнастический зал, чтобы мы ничего не упустили.
Практически с той же точностью началась история материнства и для Марины Протасовой. Сыну еще не было полугода, когда она вернулась к подготовке спортсменов. И, хоть он никогда не пробовал свои силы в этом виде спорта, разбирается во многих нюансах и тонкостях. Все потому, что часто коротал время, наблюдая за мамиными тренировками.
– Многие годы у нас не было единой тренировочной базы и на занятия приходилось ездить в разные уголки города. Благодаря этому в пять лет сын с точностью знал, какой троллейбус и автобус в какую сторону едет.
Он и сегодня поддерживает завидный спортивный азарт мамы-тренера и помогает, как может. Став программистом, например, написал программу, которая помогает подсчитывать баллы во время спортивных турниров.
– Меня часто спрашивают, не жалко ли в 12 лет отдавать воспитанниц в руки других тренеров (с этого возраста спортсменки продолжают заниматься в Минске в Республиканском центре олимпийской подготовки по прикладным видам спорта). И без всякого лукавства всегда говорю: «Нет». В системе подготовки каждой спортсменки рассматриваю себя как первый профессиональный толчок. Моя задача – вырастить каждую юную спортсменку до так называемого потолка ее возможностей, научить стойкости и безоговорочному желанию постоянно работать над собой.
За годы спортивных наблюдений за теми, кто впервые приходит в гимнастический зал, Марина Протасова не раз убеждалась: остаются в спорте по большей части не способные, а упорные. Именно это качество строгий тренер старается развивать в своих ученицах.
Среди них, кстати, немало спортсменок, имена которых знакомы далеко за пределами Беларуси. Подопечные мастера становились победительницами чемпионатов Европы, международных игр стран СНГ и Балтии, других международных соревнований. Достаточно сказать, что Анна Дуденкова становилась чемпионкой мира и победительницей Европейских игр, Анастасия Рыбакова не так давно получала поздравления с заслуженной победой на II Европейских играх, а сегодня активно готовится к участию в Олимпиаде в Токио.
Интересно, что с мамой Анастасии тренер знакома еще с юношеских пор – они вместе занимались сначала спортивной, а после художественной гимнастикой, вместе стали тренерами.
– Анастасия буквально выросла с гимнастической лентой в руках. Сегодня она капитан сборной Беларуси в групповых упражнениях, но хорошо помню, как непросто было воспитывать в ней решительный характер.
Каждой своей ученице Марина Протасова буквально на пальцах объясняет главный секрет любого спортивного успеха. Это, оказывается, треугольник. Одна из его вершин – завидное стремление и желание чего-то добиться, а две другие, в в основании, – тренер и мама, которые стоят за спиной спортсмена. В правильном треугольнике вершина-спортсмен всегда стремится вверх.
Большую требовательность спорта к тем, кто выбирает его тропинки, ощущаешь даже во время беседы с выдающимся тренером Гродненской области Мариной Протасовой. Увлекательный разговор не раз прерывали десятилетние гимнастки – спрашивали совета. Команда юных спортсменок готовилась к участию в республиканском соревновании. Уже в этом возрасте они тренируются по восемь часов в день ради достижения поставленной цели.
– Помню я и свою первую победу, которая помогла поверить в себя. Это были всего-навсего итоговые соревнования внутри спортивной школы. Мне было не больше восьми лет. Заняла тогда третье место и поняла, что могу и хочу больше.
Этим желанием она в буквальном смысле слова заражает каждую свою ученицу уже несколько десятков лет. Причем образ сурового и требовательного тренера всегда совмещает еще и с ролью психолога. Когда после промежуточных стартов хорошо поработавшие накануне спортсменки расстраиваются, оставшись без медалей, Марина Протасова приводит их в чувства словами о том, что стремиться нужно лишь к олимпийским наградам.
– Приятно понимать, что для своих учениц остаюсь кем-то большим, чем просто тренер. С 8 Марта, как и с другими праздниками, меня поздравляют девочки, которые занимались даже больше десяти лет назад. Особенно волнительно всякий раз слышать от уже взрослых гимнасток, которые добились определенных жизненных, а не спортивных побед, что помогли им в этом упорство и способность не жалея себя идти к цели, которым я так старалась их научить.