Художественная гимнастика
Основные положения
Художественная гимнастика – это вид спорта, в котором под музыку выполняются упражнения, содержащие элементы пластики, танца, балетного и циркового искусства, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований, такие как прыжки, вращения, кувырки, махи ногами, наклоны, прогибы, шпагаты. Таким образом, художественной гимнастикой является искусство выразительного движения.
Выступление может быть как без предмета, так и с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). На соревнованиях мирового класса выступления без предмета в последнее время не проводятся. В групповых упражнениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или один вид (например — пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.
Все упражнения идут под музыкальное сопровождение (фонограмму). Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) – олимпийская дисциплина. Кроме многоборья, гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр).
Выступления оцениваются по двадцатибальной системе. Один из самых зрелищных и изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.
Попадая в секцию девочки начинают знакомиться с базисными упражнениями художественной гимнастики: мостики и шпагаты, упражнения на гибкость и координацию, элементы хореографии.
Обычно хорошими данными для художественной гимнастики считается врождённая гибкость, растяжка, стройная фигура, хорошая координация движений.
Художественная гимнастика способствует всестороннему гармоническому физическому развитию, укреплению здоровья и совершенствованию двигательных функций, осанки занимающихся.
Начало истории развития художественной гимнастики начинается в 1965 году, когда во вновь созданной ДСШ №3 было открыто отделение по этому красивому виду спорта. Но отношение к «художницам», как их называют между собой спортивные специалисты, было достаточно прохладным, ведь художественная гимнастика не была олимпийским видом спорта. Через два года тренер уволилась, и постепенно группы гимнасток-художниц прекратили существование.
Знаковым событием 1975года становится приезд в город Гродно молодого Мастера спорта СССР, члена сборной команды ЦС ДСО «Буревестник» Людмилы Комиссаровой. С напором и энергией Людмила Михайловна взялась за работу, её ближайшим сподвижником становится Татьяна Владимировна Прядкина. Главная проблема - в городе негде тренироваться. Путешествия из зала в зал продолжались много лет: Дворец пионеров и школьников, ГПТУ-64, училище искусств, училище олимпийского резерва. Юным спортсменкам приходилось два раза в день раскатывать и убирать своё главное место «работы» - гимнастический ковёр, да и ковром это можно было назвать условно: покрышка от борцовских матов долгие годы заменяла гродненским «художницам» настоящий ковёр.
Однако набор в группы шёл постоянно, росло мастерство воспитанниц.
Первым Мастером спорта стала в 1981 году воспитанница Т.В.Прядкиной Марина Басарыгина(Протасова).
В 1983 году в ДЮСШ №3 открывается отделение художественной гимнастики.
Следующий заветный норматив Мастера спорта СССР в 1984 году выполнила Инна Чернышёва. Через год по её стопам прошла Наталья Богатырёва(Алиева).
К этому времени художественная гимнастика стала полноправным членом олимпийского мирового сообщества и включена в программу игр в 1988году в Сеуле.
Всё чаще воспитанницы Л.М.Комиссаровой, Т.В.Прядкиной включаются в разные сборные команды БССР, где-то тесня лидеров.
Авторитет Гродненской художественной гимнастики стал тем самым мостиком к первым большим победам гимнасток следующего поколения.